clip_image001.gif (2855 bytes) 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

25 ноября 2005 года                                                                                                           г.Байконур

 

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего майора юстиции Черенкова А.В., при секретаре Павленко Е.А., с участием помощника военного прокурора -войсковая часть 34135 майора юстиции Черказюка А.С., заявителя Лисневского А.А., представителя заявителя - Лагунова И.В., а также представителя командующего Космическими войсками - подполковника юстиции Мосякина С.А в открытом судебном заседании, в военном суде, рассмотрев гражданское дело по заявлению подполковника Лисневского Александра Анатольевича об оспаривании действий командующего Космическими войсками (войсковая часть 62110)  связанных с увольнением с военной службы и компенсации морального вреда, 

УСТАНОВИЛ: 

Приказом  командующего  Космическими войсками  № 0104 (по личному составу) от 5 августа 2005 года Лисневский уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Считая свои права нарушенными, Лисневский обратился в суд с заявлением об оспаривании действий командующего Космическими войсками, в котором указал, что он незаконно был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, без обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и просил суд:

-   признать приказ командующего Космическими войсками №0104 (по личному составу) от 5 августа 2005 года об увольнении его с военной службы, без предоставления жилого помещения для постоянного проживания, - неправомерным и нарушающим
конституционные права, а также требования статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

-   обязать командующего Космическими войсками отменить свой приказ от 5 августа 2005 года 0104 в части его касающейся, как незаконный и недействующий с момента его подписания и восстановить его в прежней должности до предоставления жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации в городе Санкт-Петербург;

-   обязать командующего Космическими войсками предоставить ему и членам семьи жилое помещение для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации в городе Санкт-Петербург;

-   обязать командующего Космическими войсками компенсировать причиненный ему необоснованным увольнением с военной службы моральный вред в размере 1. 000 000 (один миллион рублей), а также возместить судебные расходы.

В судебном заседании Лисневский частично изменил свои требования и в окончательной редакции заявления просил суд:

-          признать приказ командующего Космическими войсками №0104 (по личному составу) от 5 августа 2005 года об увольнении его с военной службы, без предоставления жилого помещения для постоянного проживания, - неправомерным и нарушающим
конституционные права, а также требования статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих;

-          обязать командующего Космическими войсками восстановить его на военной службе в прежней должности путем отмены приказа № 0104 от 5 августа 2005 года в части его касающейся, как незаконного и недействующего с момента его подписания;

- обязать командующего Космическими войсками компенсировать причиненный ему необоснованным увольнением с военной службы моральный вред в размере 1. 000 000 (один миллион рублей), а также возместить судебные расходы.

В судебном заседании заявитель Лисневский и его представитель Лагунов поддержали уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель командующего Космическими войсками Мосякин требования заявителя не признал, в обоснование чего, пояснив, что признание нуждающимся в улучшении жилищных условий для последующего обеспечения военнослужащих жильем в избранном после увольнения месте жительства должно осуществляться только местными органами исполнительной власти. Более того, решения жилищной комиссии войсковой части 11284 о признании подполковника Лисневского А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий (нуждающимся в получении жилых помещений) по избранному месту жительства, отличному от места службы, имеют законную силу лишь при распределении жилья, поступающего в войсковую часть 11284 по линии Космических войск.

Прокурор Черказюк в своем заключении полагал необходимым требования Лисневского удовлетворить.

Суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, заслушав пояснения сторон и заключение прокурора, приходит к выводу о том, что требования Лисневского обоснованны и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Лисневский с июня 1983 года проходил военную службу в войсковых частях Вооружённых Сил Российской Федерации, временно дислоцированных на территории комплекса «Байконур».

В настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 68526, дислоцированной в г.Байконур Республики Казахстан.

8 апреля 2005 года Лисневский достиг предельного возраста пребывания на военной службе. Тогда же окончился срок, в течение которого он добровольно обязался проходить военную службу по контракту, заключенному с Министерством обороны РФ.

Приказом  командующего  Космическими войсками № 0104  (по личному составу) от 5 августа 2005 года Лисневский уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

На момент увольнения с военной службы заявитель имел выслугу лет в календарном исчислении более 23 лет.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из приказов командующего Космическими войсками, командира войсковой части 68526, представлениями к увольнению, а также справками о месте прохождения службы и выслуге лет.

Из содержания заключенного военнослужащим Лисневским контракта усматривается, что командир войсковой части 68526, выступая от имени Министерства обороны Российской Федерации, обеспечивает в отношении него исполнение действующих законодательных и иных нормативных правовых актов государства по вопросам статуса и порядка прохождения военной службы.

В соответствии с этим контрактом, именно командир войсковой части 68526, в течение установленного настоящим контрактом срока, гарантирует заявителю соблюдение его прав и реализацию льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Как следует из исследованных в суде, листа беседы с заявителем от 7 декабря 2004 года и двух представлений к увольнению подполковника Лисневского, он указывал на отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания и категорически не соглашался быть уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации в порядке, установленном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», то есть за счет военного ведомства.

Согласно ордеру на служебную жилую площадь №4139 от 16 октября 2001 года и справок ЖЭУ о месте жительства, Лисневский А.А. проживает в жилом помещении -квартире по адресу г.Байконур, 5 мкр., д.2, кв.49.

Постановлением Главы Администрации г.Байконур №138 от 19 августа 2005 года жилое помещение по адресу г.Байконур, 5 мкр., д.2, кв.49, включено в число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда и закреплено за войсковой частью 11284.

Как следует из протокола №2 от 16.04.2003г. заседания жилищной комиссии войсковой части 11284, подполковник Лисневский А.А. был признан нуждающимся в жилом помещении, по избранному постоянному месту жительства на территории Российской Федерации.

Из справки начальника 385 КЭО Байконурского гарнизона и сообщений начальника отдела по распределению и учету жилья Администрации г.Байконур, а также копии карточки учета жилых помещений видно, что занимаемое Лисневским жилое помещение относится к категории служебное.

Как следует из пояснений самого Лисневского, он в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2002 года № 325 признан нуждающимся в жилье, как и другие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Казахстан в арендованных жилых помещениях и не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Рапорт о постановке на учёт военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья по избранному месту жительства, он подал по команде 8 января 2003 года. Решением жилищной комиссии войсковой части 11284 он также признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (нуждающимся в жилом помещении) по избранному постоянному месту жительства и поставлен на учет с составом семьи 4 человека.

7 декабря 2004 года, при проведении с ним беседы перед направлением документов на увольнение, он выразил несогласие с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления жилого помещения на территории Российской Федерации в городе Санкт-Петербург, так как проживает на территории Республики Казахстан в городе Байконур на служебной жилой площади и признан установленным порядком нуждающимся в получении жилых помещений для постоянного проживания по избранному месту жительства.

Жилье, предоставленное ему в городе Байконур Республики Казахстан, и в котором он проживает до настоящего времени, не является жильём для постоянного проживания, что подтверждают должностные лица администрации г. Байконур, гражданский и военный прокуроры, специальный Представитель Президента Республики Казахстан, а также начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации, командование войсковых частей 11284, 68526.

Таким образом суд находит установленным, что на момент увольнения заявитель был обеспечен только служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы в г.Байконур Республики Казахстан и жилого помещения для постоянного проживания не имел.

Согласно п.1 ст.23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

При этом пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ статьи 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющие права увольняемых военнослужащих, на обеспечение жилыми помещениями в избранном после увольнения месте жительства, изложены в новой редакции. Эти изменения вступили в законную силу с 1 января 2005 года, т.е. до издания приказа командующим Космическими войсками об увольнении Лисневского с военной службы.

Анализ данных правовых норм свидетельствует о том, что жилищные права увольняемых военнослужащих, к категории которых относится и Лисневский, подлежат реализации органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в частности Министерством обороны РФ, при увольнении с военной службы, т.е. до исключения военнослужащего из списков личного состава части. Следовательно, все вопросы признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий, также должны рассматриваться жилищными органами Министерства обороны РФ, а именно - жилищными комиссиями воинских частей, где проходят службу военнослужащие.

Как следует из материалов дела, Лисневский при увольнении с военной службы изъявил желание реализовать свои жилищные права за счет Министерства обороны РФ и решением жилищной комиссии войсковой части 11284 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (в жилом помещении) в нескольких населенных пунктах, избранным им для возможного проживания после увольнения.

К тому же, необходимо учитывать, что в настоящее время из статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», исключено положение, обязывающее органы местного самоуправления включать военнослужащих, подлежащих увольнению, в списки нуждающихся в получении жилых помещений.

По смыслу жилищного законодательства, избрание военнослужащим-гражданином какого-либо конкретно способа обеспечения жильем за счет государства неразрывно связано с необходимостью последующего выполнения им, а также жилищными и иными органами ряда обязательных условий и совершения действий, предусмотренных не только федеральными законами, но и другими нормативно-правовыми актами, отсутствие которых влечет невозможность обеспечения жильем этим способом.

В этой связи суд отвергает доводы представителя командующего Космическими войсками Мосякина о том, что признание нуждающимся в улучшении жилищных условий для последующего обеспечения военнослужащих жильем в избранном после увольнения месте жительства должно осуществляться только местными органами исполнительной власти, и признает их необоснованными и несоответствующими вышеприведенным законодательным нормам, действовавшим в период увольнения заявителя с военной службы.

Кроме того, отвергаются судом также и доводы представителя командующего Космическими войсками о том, что Лисневский был обеспечен жилым помещением по месту службы, однако статус этого жилья не считается как служебное, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Вопреки указанным положениям гражданско-процессуального закона, представителем командующего Космическими войсками не представлено доказательств того, что жилое помещение, в котором проживает Лисневский не относится к категории служебного, а также то, что решение жилищной комиссии войсковой части 11284 о признании Лисневского нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, имеют законную силу лишь при распределении жилья, поступающего в войсковую часть 11284 по линии Космических войск.

Разрешая требования заявителя о компенсации морального вреда, суд исходит из того, что командующий Космическими войсками принимая решение об увольнении Лисневского с военной службы действовал в пределах своей компетенции, при этом из представленных к подписанию документов каких-либо препятствий для увольнения заявителя не усматривалось, более того в представлении к увольнению не содержались сведения о фактическом проживании Лисневского в служебном жилом помещении.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях командующего Космическими войсками наличие вины в причинении морального вреда Лисневскому, поскольку его действия хотя и нарушили права заявителя, однако, принимая решение об увольнении последнего с военной службы, он действовал, добросовестно заблуждаясь, т.к. решение принималось на основании представленных ему документов.

Вместе с тем, безусловной обязанности компенсировать моральный вред в случае признания неправомерными действий должностного лица, законом не предусмотрено, поскольку с его стороны, отсутствовали какие-либо виновные действия, нарушающие права заявителя, не имеется также и оснований для компенсации морального вреда, о которой просит Лисневский А. А.

Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении командующим Космическими войсками жилищных прав заявителя при увольнении с военной службы и обоснованности требований Лисневского о необходимости его восстановлении на военной службе до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания в порядке, установленном вышеуказанными правовыми нормами.

Взыскание судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины, суд разрешает в соответствии со ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

Заявление подполковника Лисневского Александра Анатольевича об оспаривании действий командующего Космическими войсками связанных с увольнением с военной службы и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать параграф 3 приказа командующего Космическими войсками №0104 (по личному составу) от 5 августа 2005 года в части увольнения подполковника Лисневского Александра Анатольевича с военной службы с зачислением в запас незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его издания.

Обязать командующего Космическими войсками отменить параграф 3 приказа №0104 (по личному составу) от 5 августа 2005 года в части увольнения подполковника Лисневского Александра Анатольевича с военной службы с зачислением в запас.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На основании ст.98 ГПК РФ взыскать с войсковой части 62110 в пользу подполковника Лисневского Александра Анатольевича в счет возмещения судебных расходов 100 (сто) рублей - госпошлину, уплаченную при обращении в суд.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 30 ноября 2005 года.

Копия верна:

Председательствующий по делу

майор юстиции                                                                                А.В. Черенков


На главную страницу

Hosted by uCoz