РЕШЕНИЕ
 
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2005 года                                                                                       г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего подполковника юстиции Барышникова И.В., при секретаре Ушаковой Л.Н., с участием заявителя, помощника военного прокурора войсковая часть 34135 подполковника юстиции Поземина О.А. представителей командующего Космическими войсками подполковника юстиции Рачкова А.П., командира войсковой части 11284 майора Присяжнюка Н.А. и войсковой части 62010 лейтенанта юстиции Потехиной Е.Н., в открытом судебном заседании в военном суде, рассмотрев гражданское дело по заявлению подполковника запаса Мицкевича Александра Сергеевича об оспаривании действий командующего Космическими войсками и командиров войсковых частей 11284 и 62010, связанных с нарушением его прав при увольнении с военной службы в запас.

Судебным следствием военный суд, -

УСТАНОВИЛ:

Мицкевич обратился в суд с заявлением об оспаривании действий командующего Космическими войсками и командиров войсковых частей 11284 и 62010, указав, что ему необоснованно указанными должностными лицами, было отказано в заключении нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе, и он был уволен в запас с исключением из списков личного состава части без обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Считая свои права нарушенными, заявитель просит суд признать указанные действия, связанные с отказом ему в заключении нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе и увольнении его в запас по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и обязать указанных должностных лиц отменить свои приказы командующего Космическими войсками № 03 от 19.01.2005 г., а командира войсковой части 62010 № 34 от 28.02.2005 г., в части их касающихся, восстановить его в списках личного состава части в прежней должности, обеспечить положенными видами довольствия, в том числе и жилым помещением по избранному месту жительства в городе Белгороде, или же Рязани, Коломне, Твери, после чего исключить из списков личного состава части.

Представители Командующего Космическими войсками Рачков командира войсковой части 11284 Пресяжнюк и войсковой части 62010 Потехина, требования заявителя не признали, указав, что нарушение прав заявителя при увольнении в запас с военной службы по указанным основаниям, допущено не было.

Суд, оценив доводы сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, находит установленным, что заявитель достиг предельного возраста пребывания на военной службе и по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», был уволен с военной службы в запас.

На момент своего увольнения в запас при исключении из списков личного состава части, заявитель по месту прохождения военной службы обеспечен благоустроенным жилым помещением и не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, и таких вопросов перед командованием не ставил.

В соответствии с волеизъявлением заявителя, он до увольнения с военной службы в запас по указанным основаниям, был поставлен на учет в порядке очередности по отселению на получение жилого помещения по избранному месту жительства в гор. Белгороде, Рязани, Коломне, Твери и на основании решения жилищной комиссии войсковой части 11284 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному им месту жительства перечисленных городов.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон и другими исследованными в суде объективными данными.

Согласно ст. ст. 49, ч.З и 51, п.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, подле­жит увольнению с военной службы. С таким военнослужащим также может быть заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 10 лет.

Аналогичные положения содержатся и в ст.ст.10 и 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от. 16.09 Л 999 г. № 1237.

Какого-либо иного порядка продления контракта с военнослужащим, достигшим пре­дельного возраста пребывания на военной службе, действующее законодательство не содержит.

Из этого следует, что военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, подлежит безусловному увольнению с военной службы.

Правом же заключения с таким военнослужащими контракта сверх предельного возрас­та, принадлежит не самим военнослужащим, а должностным лицам, имеющими право назначе­ния указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности.

Как, бесспорно, установлено в суде, предельный срок пребывания на военной службе у заяви­теля истек и командиром войсковой части 62010 было принято решение об увольнении заявителя с военной службы, с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на воен­ной службе.

При таких обстоятельствах, правомерность действий командира войсковой части 26360, пред­ставившего заявителя к увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пре­бывания на военной службе, вопреки утверждению заявителя, не вызывает у суда каких - либо со­мнений, поскольку эти действия воинского должностного лица полностью соответствуют действую­щему законодательству, и не повлекли нарушения установленных законом, каких-либо прав заявите­ля.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указанная правовая норма содержит запрет увольнять, а следовательно и исключать из списков личного состава части военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий с выслугой 10 лет и более по основаниям в этой же статье без предоставления жилых помещений.

Указанные положения названного Закона, являются законодательными гарантиями того, что военнослужащий, прослуживший определенный срок и подлежащий увольнению по основаниям указанным в Законе, не может быть лишен указанного права.

Никаких иных требований к представляемым жилым помещениям, как - то нахождение в избранном постоянном месте жительства, либо предназначенном для постоянного проживания эта норма закона не содержит.

В судебном заседании установлено, что заявитель на момент увольнения с военной службы был обеспечен благоустроенным жилым помещением в городе Байконур.

А поэтому, вопреки утверждению заявителя, считать, что на момент увольнения он не был обеспечен жильем, что могло бы послужить препятствием к его увольнению с военной службы в запас по достижении предельного возраста, по смыслу пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», оснований не имелось.        

Имеющееся у заявителя жилое помещение является жильем для постоянного проживания, поскольку заключенный с заявителем договор социального найма является бессрочным.

То есть заявителя не могут принудительно выселить без его согласия, и такое выселение возможно только с предоставлением ему другого благоустроенного жилого помещения.

Порядок обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы жильем в избранном постоянном месте жительства определяется п. 6 ст. 15 указанного Закона и обязанность по его реализации возложена на органы местного самоуправления.

Как установлено в суде, заявитель встать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства Российской Федерации через местные органы

Кроме того, заявитель до момента своего увольнения в запас и исключения из списков личного состава части не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, и таких вопросов перед командованием не ставил.

В соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РСФСР, улучшение жилищных условий является правом, а не обязанностью гражданина, в том числе и военнослужащего.

Это право, как оно закреплено в норме закона, может быть им реализовано только путем обращения в соответствующие органы, правомочные решить вопрос о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и о постановке его на соответствующий учет.

В условиях Вооруженных Сил РФ таким легитимным органом является жилищная комиссия воинской части, решение которой о признании военнослужащего, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подлежит утверждению командиром этой же воинской части.

При таких обстоятельствах, когда заявитель в установленном законом порядке фактически не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, ни у командования части, ни у жилищной комиссии не имелось законных оснований для предоставления заявителю другого жилья по месту его увольнения. Действительно, как об этом правильно указывается в п. 7 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или отставку...» одним из оснований для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является наличие жилой площади в закрытых городках.

Однако, вопреки ошибочному мнению заявителя, данные правила распространяются только на военнослужащих, решивших получить жильё или улучшить свои жилищные условия -в избранном постоянном месте жительства через местные органы власти, и данная правовая норма не является основанием для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы.

Увольнение в запас военнослужащих такой категории, к которой относится заявитель, проходящих службу на территории административно-территориального образования другого государства, каковым является город Байконур, и обеспеченных там жильем по нормам, установленным действующим законодательством без предоставления им командованием других жилых помещений по избранному постоянному месту жительства не противоречит закону, при условии, что по месту службы им предоставлено жилье по установленным нормам.

В соответствии со ст. 38 п. 11 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», допускается задержка военнослужащего на службе только в случаях предусмотренных в этой же норме Закона.

Такого основания, как не обеспечение жильем, в этом перечне нет.

Таким образом, в соответствий с со ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», достижение предельного возраста пребывания на военной службе, бесспорно, является основанием для увольнения такого военнослужащего в запас.

При этом по смыслу ст. 28 Жилищного кодекса и Федерального закона «О статусе воен­нослужащих» военнослужащие должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства.

В судебном заседании установлено, что заявитель по месту службы обеспечен благоустроенным жилым помещением в городе Байконур, куда вселился вместе с членами своей семьи на основании ордера, и при этом на момент увольнения в запас по указанным основаниям не был признан, в установленном законом порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы.

При этом заявитель не представил суду, какие - либо документы в подтверждение того, что он действительно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы.

Признание заявителя на основании решения жилищной комиссии войсковой части 11284 нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному им постоянному месту жительства на территории Российской Федерации (гор. Белгород, Рязань, Коломна, Тверь) противоречит - Правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся

власти отказался.

в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, (утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 с изменениями от 8 августа 2003 г.), поскольку такая обязанность может быть возложена на местные органы исполнительной власти в избранном постоянном месте жительства военнослужащего после его увольнения с военной службы по ходатайству соответствующего командования, и только на основаниях и в порядке установленном настоящими Правилами.

Иного порядка признания нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства на территории Российской Федерации уволенных, (увольняемых) военнослужащих, той категории, к которой относится заявитель, действующее законодательство РФ не предусматривает.

При таких обстоятельствах считать заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному им постоянному месту жительства на территории Российской Федерации (гор. Белгород, Рязань, Коломна, Тверь) у суда оснований не имеется.

В соответствии с Соглашением между государствами-участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Вместе с тем, данная норма международного договора, вопреки утверждению заявителя, не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств - участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.

Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация.

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условии по месту прохождения ими военной службы либо в избранном месте жительства в Российской Федерации.

Как установлено в суде в гор. Байконур, в целях реализации жилищных прав граждан в соответствии с требованиями «Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Казахстан » от 10 декабря 1994 года, Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года, других законодательных и нормативных актов Российской Федерации, издано постановление Главы городской администрации от 11.02. 1999 г. № 59 «О порядке использования жилого фонда предоставлении жилых помещений в городе Байконур», которым устанавливается порядок использования жилищного фонда, система учета жителей города, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление жилых помещений жителям города и иным гражданам, временно проживающим и (или) работающим на объектах космодрома «Байконур».

Анализ указанных правовых норм дает суду основание утверждать, что заявитель
проживает в жилом помещении, являющемся частью государственного жилищного фонда,
находящегося в ведении  городской администрации согласно Договора аренды (п. 2.1
Положения...) и имеющееся у заявителя жилое помещение, вопреки его утверждению, является жильем   для   постоянного проживания,   поскольку заключенный с заявителем договор договор
социального найма является бессрочным.

Сам по себе, факт выдачи заявителю ордера КЭУ гарнизона, - как законное основание на вселение в занимаемое им жилое помещение, по мнению суда, еще не свидетельствует, о том, что данная квартира является служебной, поскольку с момента издания вышеуказанного постановления Главы городской администрации, оформление и выдачу ордеров на вселение, в соответствии с п. 2.4.1 (Положения...), осуществляет отдел по учету жилья при городской администрации.

При этом, как установлено в судебном заседании, заявитель продолжает проживать в занимаемом жилом помещении и выселять его кто - либо не собирается. То есть заявителя не

могут принудительно выселить без его согласия, и такое выселение возможно только с предоставлением ему другого благоустроенного жилого помещения.

В соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по месту прохождения военной службы.

При этом, каких - либо изъятий по порядку обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, в частности на территории космодрома «Байконур», указанным нормативным правовым актом не предусмотрено.

Доводы заявителя о том, что он проживает в закрытом административном территориальном образовании, и это обстоятельство, по его мнению, не дает право уволить его с военной службы в запас по таким основаниям, без обеспечения жильем по избранному месту жительства, суд находит несостоятельным и отвергает по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ от 14 июля 1992 года № 3297 -1 «О закрытом администра­тивно-территориальном образовании», решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

Перечень ЗАТО утвержден постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года №508 и город Байконур в нем не значиться.

При таких обстоятельствах, основываясь на указанных выше нормативно правовых актах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для распространения в гор. Байконур законодательства РФ «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Таким образом, утверждение заявителя, что данное жилое помещение не предназначено для постоянного проживания, и он не обеспечен жилым помещением за счет государственного фонда, является несостоятельным.

Порядок обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы жильем в избранном постоянном месте жительства, определяется п. 6 ст. 15 указанного Закона и обязанность по его реализации возложена на органы местного самоуправления.

Как установлено в суде, заявитель встать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства Российской Федерации в через местные органы власти отказался и до момента своего увольнения в запас и исключения из списков личного состава части не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, и таких вопросов перед командованием не ставил.

В соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РСФСР, улучшение жилищных условий является правом, а не обязанностью гражданина, в том числе и военнослужащего.

Это право, как оно закреплено в норме закона, может быть им реализовано только путем обращения в соответствующие органы, правомочные решить вопрос о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и о постановке его на соответствующий учет.

В условиях Вооруженных Сил РФ таким легитимным органом является жилищная комиссия воинской части, решение которой о признании военнослужащего, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подлежит утверждению командиром этой же воинской части.

При таких обстоятельствах, когда заявитель в установленном законом порядке фактически не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, ни у командования части, ни у жилищной комиссии не имелось законных оснований для предоставления заявителю другого жилья по месту его увольнения.

Действительно, как об этом правильно указывается в п. 7 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или отставку...» одним из оснований для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является наличие жилой площади в закрытых городках.

Однако, вопреки ошибочному мнению заявителя, данные правила распространяются только на военнослужащих, решивших получить жильё или улучшить свои жилищные условия в избранном постоянном месте жительства через местные органы власти, и данная правовая норма не является основанием для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы.

Увольнение в запас военнослужащих такой категории, к которой относится заявитель, проходящих службу на территории административно-территориального образования другого

государства, каковым является город Байконур, и обеспеченных там жильем по нормам, установленным действующим законодательством без предоставления им командованием других жилых помещений по избранному постоянному месту жительства не противоречит закону, при условии, что по месту службы им предоставлено жилье по установленным нормам.

В соответствии со ст. 38 п. 11 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», допускается задержка военнослужащего на службе только в случаях предусмотренных в этой же норме Закона.

Такого основания, как не обеспечение жильем на территории Российской Федерации, в этом перечне нет.

Таким образом, вопреки ошибочному мнению заявителя, считать, что на момент увольнения он не был обеспечен жильем, что могло бы послужить препятствием к его увольнению с военной службы в запас по указанным основаниям, по смыслу пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», оснований не имелось.

Выделение же во внеочередном порядке жилья заявителю, как он того требует, привело бы к нарушению прав других военнослужащих увольняемых с военной службы в запас по указанным основаниям и состоящих на учете в порядке очередности на получение квартир по избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в оспариваемых действиях командования допущение, каких - либо нарушений прав заявителя связанных с отказом ему в заключении нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе и увольнением в запас, а поэтому находит его требования необоснованными и отказывает в их удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199, 246, 254 - 258 ГПК РФ, военный суд,-

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления подполковника запаса Мицкевича Александра Сергеевича об оспаривании действий командующего Космическими войсками и командиров войсковых частей 11284 и 62010, связанных с нарушением его прав при увольнении с военной службы в запас -отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательном виде.

копия верна:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПО ДЕЛУ

подполковник                                                     И.В.Барышников

 

 

 


 



 



 

На главную страницу

Hosted by uCoz