копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 декабря 2005 года                                                                                            г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - подполковника юс­тиции Шопина К.А. при секретаре Ковинько А.Я., в открытом судебном заседании в военном суде, с участием заявителя и его представителя Яценко А.К., представителя Главы админист­рации г.Байконур Богатырёвой Л.С., представителя командира войсковой части 11284 под­полковника юстиции Рачкова А.П., подполковника Рыжкова В.А., представлявшего интересы третьего лица - войсковой части 68815 (КЭО гарнизона), а также помощника прокурора ком­плекса «Байконур» Ким О.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению подполковника за­паса Иванова Сергея Ивановича об оспаривании действий Главы администрации г.Байконур, связанных с неизданием постановления о признанием занимаемого им жилого помещения служебным,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился подполковник Иванов с заявлением об оспаривании действий Главы администрации г.Байконур, связанных с неизданием постановления о признании занимаемого им жилого помещения служебным.

В обоснование своих требований Иванов пояснил, что фактически проживает в служебном жилье, а Глава администрации г.Байконур отказывается издать постановление о признании занимаемой им квартиры служебной. Вместе с тем, в соответствии с постановлением Главы администрации г.Байконур №122 от 20 июля 2005 года, по мнению заявителя, Глава администрации города обязан признать его квартиру служебной, поскольку к нему с соответствующим заявлением обратился он и командир войсковой части 11284.

На основании изложенного Иванов просил признать действия Главы администрации г.Байконур, связанных с не изданием постановления о признанием занимаемого им жилого помещения служебным, незаконными и противоречащими указанному выше постановлению, обязать его издать постановление о включении занимаемого заявителем жилого помещения по адресу: г.Байконур 7 мкр., д.6 кв.23 в специализированный жилищный фонд в качестве служебного.

В суде представитель заявителя Яценко поддержал доводы Иванова, пояснив, что Глава администрации г.Байконур не выполняет собственное постановление, чем нарушает права заявителя.

Представитель Главы администрации г.Байконур Богатырёва требования заявителя не признала и в суде пояснила, что в настоящее время её доверитель готов издать постановление о признании квартиры Иванова служебной, однако войсковая часть 11284 отказывается принимать служебные квартиры на обслуживание и осуществлять права и обязанности связанные с эксплуатацией служебного жилья.

Более того, в соответствии с постановлением Главы администрации г.Байконур №122 от 20 июля 2005 года часть квартир, арендованных Правительством РФ у Правительства Республики Казахстан была соответствующими постановлениями признана служебными МО РФ. Однако войсковая часть 11284, каких - либо правовых действий в отношении этих квартир не предприняла, договоры с военнослужащим на время прохождения службы не заключает, на обслуживание служебный жилой фонд не приняла.

В настоящее время Глава администрации г.Байконур обратился за разъяснениями к Руководителю Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ о возможности выделения МО РФ служебных квартир и порядке их эксплуатации.

 


Вместе с тем, до тех пор пока войсковая часть 11284 (или иная воинская часть МО РФ) не сможет эксплуатировать служебный жилой фонд МО РФ Глава администрации г.Байконур не может передавать занимаемые в городе военнослужащими жилые помещения в специализированный жилищный фонд в качестве служебного МО РФ.

Представитель командира войсковой части 11284 подполковник юстиции Рачков возражал против требований заявителя и пояснил, что командир войсковой части 11284 обратился с ходатайством к Главе администрации г.Байконур о включении квартир, занимаемых увольняемыми военнослужащими в специализированный жилищный фонд, для того, чтобы их не увольняли с военной службы без предоставления жилья. С квартирно -эксплуатационными органами МО РФ командир войсковой части 11284 вопрос создания служебного фонда МО РФ в г.Байконур не согласовывал, при этом планировалось, что реальной передачи жилых помещений, признанных служебными, от уполномоченных органов администрации г.Байконур в КЭО гарнизона не будет.

В настоящее время войсковая часть 11284 могла бы заключать с военнослужащими жилищный договор на время прохождения военной службы, однако она не готова принять в эксплуатацию служебные жилые помещения, более того, не готово это сделать и КЭО Байконурского гарнизона.

Представитель войсковой части 68815 подполковник Рыжков возражал против требований заявителя и в суде показал, что в настоящее время КЭО гарнизона не сможет принять на баланс и эксплуатировать служебные жилые помещения, в которых проживают увольняемые военнослужащие. Более того, даже если Глава администрации г.Байконур издаст постановление о включении занимаемого заявителем жилого помещения по адресу: г.Байконур 7 мкр., д.6 кв.23 в специализированный жилищный фонд в качестве служебного, то всё равно оно не сможет эксплуатироваться КЭО Байконурского гарнизона как служебное, поскольку эксплуатация служебных квартир в отдельности не возможна, а осуществляется только в составе строения, в данном случае - жилого дома.

При этом Рыжков пояснил, что если заявитель хочет проживать в служебном жилом помещении МО РФ, то он может перейти в общежитие, в котором ему предоставят служебное жилое помещение.

Суд, заслушав доводы сторон, заключение помощника прокурора Ким, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, признает заявление подполковника Иванова не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что подполковник запаса Иванов проживает по адресу: г.Байконур 7 мкр., дом №6 квартира №23. Указанная квартира является собственностью Республики Казахстан и в соответствии с Договором аренды комплекса „Байконур, между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан от 1994 года арендуется Правительством РФ.

В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года жилой фонд находится в ведении администрации г.Байконур, при этом жилой фонд имеет статус арендованного и не включается в состав государственного или муниципального жилого фонда.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

В настоящее время законодательством РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к определённому виду специализированного жилого помещения за счёт жилых помещений арендованных у иностранного государства за границей Российской Федерации не предусмотрено.

При этом суд исходит из того, что в силу заключенных международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по комплексу Байконур жилищное законодательство РФ в отношении жилых помещений города Байконур содержит изъятия обусловленные позицией собственника - Республики Казахстан.

 


Так в соответствии с Договором аренды комплекса „Байконур,, между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан от 1994 года все права собственности на недвижимое имущество комплекса «Байконур» по состоянию на 31 августа 1991 года принадлежат Республике Казахстан. Жилой фонда арендованный Правительством РФ на комплексе Байконур не подлежит приватизации, осуществлению других правомочий, связанных с правом собственности. Более того, в соответствии со ст.8 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» Арендатор вправе сдавать в субаренду жилые помещения только по согласованию с Арендодателем.

Указанные обстоятельства, связанные с ограничениями Арендатора, безусловно, влияют на возможность отнесения жилых помещений жителей г.Байконур к специализированному жилому фонду и тем более служебному жилому фонду МО РФ и требуют разъяснений от компетентных органов Правительства РФ.

Таким образом, суд признаёт обоснованными действия Главы администрации г.Байконур, который до признания квартиры Иванова служебной обратился за разъяснениями к Руководителю Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ о возможности выделения МО РФ служебных квартир и порядке их эксплуатации.

Оценивая доводы Иванова и его представителя о том, что Глава администрации города обязан признать квартиру заявителя служебной, поскольку к нему обратились с заявлениями Иванов и командир войсковой части 11284, суд исходит из следующего.

Для упорядочивания предоставления жилья на территории комплекса «Байконур» Главой администрации издано Положение о порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в г.Байконур, утверждённое постановлением Главы администрации г.Байконур №122 от 20 июля 2005 года.

Согласно п.4.12 указанного Положения служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим войсковых частей комплекса «Байконур» по ходатайству начальника Космодрома на срок заключённого контракта.

Анализ указанного Положения позволяет прийти к выводу, что Глава администрации г.Байконур вправе включить жилое помещение в специализированный жилищный фонд в качестве служебного по ходатайству начальника космодрома. Однако законодательство не предусматривает обязанность Главы администрации г.Байконур создавать служебный жилищный фонд МО РФ на территории комплекса «Байконур».

Таким образом, суд не вправе подменять органы исполнительной власти и возлагать на Главу администрации г.Байконур дополнительные обязанности не предусмотренные законодательством РФ.

Более того, как показали в суде представитель командира войсковой части 11284 и КЭО гарнизона воинские части не готовы к эксплуатации в служебном жилищном фонде МО РФ квартир увольняемых военнослужащих, в том числе и Иванова.

Из ответа ВрИО командира войсковой части 11284 Томчука видно, что квартира Иванова по адресу: г.Байконур 7 мкр., д.6 кв.23 в сентябре 2005 года представлялась Главе администрации г.Байконур для включения в специализированный жилищный фонд в качестве служебной МО РФ.

При этом войсковая часть 11284 готова распределять служебные жилые помещения и заключать с военнослужащими жилищные договоры на время заключения контракта. Однако, принимать в эксплуатацию и осуществлять правомочия по содержанию, обслуживанию и предоставлению коммунальных услуг войсковой части 11284 или иные воинские части гарнизона не готовы.

Кроме того, как установлено в суде, вопрос создания служебного жилого фонда МО РФ с квартирно - эксплуатационными органами МО РФ не прорабатывался, каких - либо средств для этого МО РФ не выделялось, указаний воинским частям гарнизона о принятии на обслуживание жилых квартир, увольняемых военнослужащих, от МО РФ не было.

 


Вместе с тем, согласно Положению об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащим и Министерством обороны, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 года №487, жилищный договор между сторонами накладывает на командира воинской части обязанность по содержанию служебного помещения, предоставляемого военнослужащему.

Так, в части 2 жилищного договора о предоставлении служебного жилого помещения (приложение к указанному Положению) указано, что командир (начальник) воинской части обязуется осуществлять содержание служебного жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ходатайство командира войсковой части 11284 о включении квартиры Иванова в служебный жилой фонд МО РФ на условиях, которые предлагает командир указанной воинской части, фактически без реальной передачи квартиры в служебный фонд МО РФ, не может быть удовлетворено, как противоречащее законодательству Российской Федерации.

Таким образом, признание квартиры Иванова служебной МО РФ без возложения обязанностей на воинские части МО РФ в полном объёме и наступления правовых последствий, носило бы фиктивный характер, с чем суд не может согласиться. Более того, удовлетворение этого ходатайства нарушило бы права самого заявителя, поскольку в настоящее время Иванов проживает в квартире арендованной у Республики Казахстан фактически на условиях социального найма, также как и иные жители г.Байконур, при этом его квартира содержится за счёт бюджета администрации г.Байконур и обслуживается государственным унитарным предприятием «Жилищное хозяйство». Вместе с тем, включение квартиры Иванова в служебный жилой фонд МО РФ без реальной передачи их в указанный служебный фонд и содержания служебных жилых помещений командиром воинской части, с которым Иванов заключил контракт о прохождении военной службы, привело бы к тому, что данное жилое помещение стало бы непригодно для проживания.

Что же касается доводов заявителя о том, что по вине Главы администрации г.Байконур он уволен с военной службы, то суд их отвергает, так как указанное должностное лицо не связано с прохождением военной службы заявителем и не каких властных полномочий по отношению к нему не имеет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия Главы администрации, связанные с неизданием постановления о признанием занимаемого Ивановым жилого помещения служебным соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.152, 254-256 ГПК РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления подполковника запаса Иванова Сергея Ивановича об оспа­ривании действий Главы администрации г.Байконур, связанных с не изданием постановления о признанием занимаемого им жилого помещения служебным - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд че­рез 26 гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в оконча­тельном виде.

 

Председательствующий по делу                                  подполковник юстиции

 

ШОПИН К.А.

 


 На главную страницу

Hosted by uCoz