Председательствующий в суде 1 инстанции –  Шопин К.А.

 

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 716-КГ

 

 

28 октября 2005 года                                                                                   г. Одинцово-10

 

3 окружной военный суд в составе:

председательствующего – полковника юстиции Воронова А.В.,

судей: полковника юстиции Кожевникова Б.А.,

полковника юстиции Захарова С.Л.,

рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Лисневского А.А. на решение 26 гарнизонного военного суда от 22 июля 2005 года по заявлению подполковника Лисневского Александра Анатольевича об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с непредоставлением жилья по избранному после увольнения месту жительства.

Заслушав доклад полковника юстиции Захарова С.Л., окружной военный суд

 

УСТАНОВИЛ:

 

Лисневский обратился в военный суд с заявлением, в котором указывал, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ № 112 от 1994 года и приказом Министра обороны РФ № 315 от 2002 года ему, как военнослужащему, увольняемому с военной службы по достижении предельного возраста, прослужившему на космодроме «Байконур» более 10 лет, должно быть предоставлено жилое помещение в избранном после увольнения с военной службы месте жительства – в г. Санкт- Петербурге. Поскольку жилье ему предоставлено не было, он просил обязать Министра обороны РФ приобрести для него и членов его семьи соответствующее жилое помещение с последующим увольнением с военной службы.

Суд в удовлетворении требований заявителя отказал.

В кассационной жалобе заявитель Лисневский выражает несогласие с таким решением суда и просит его отменить, а дело направить на новое судебное рассмотрение.

В обоснование этого он указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права. При этом он полагает, что возможность приобретения ему жилого помещения Министерством обороны в избранном после увольнения с военной службы месте жительства прямо предусмотрено пунктом 3 постановления Правительства РФ № 1122 от 1994 года, а также приказом Министра обороны РФ № 315 от 2002 года. По его мнению, вывод суда о том, что указанными нормативными актами не предусмотрена обязанность Министра обороны РФ обеспечить его жильем, является несостоятельным, поскольку тем самым фактически нарушается его право на получение жилья именно в избранном месте жительства после увольнения с военной службы.

Кроме того, заявитель указывает, что ст. 15 и ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возлагают на Министерство обороны РФ обязанность обеспечить его жилым помещением в избранном месте жительства при увольнении с военной службы.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, 3 окружной военный суд находит следующее.

Вопреки доводам автора кассационной жалобы, решение суда первой инстанции основано на правильном применении норм материального права, а также полной и всесторонней оценке всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ № 1122 от 1994 года «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих..., проходящих военную службу... на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей» Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право осуществлять строительство или приобретение жилья на территории Российской Федерации для военнослужащих, прослуживших на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске десять и более календарных лет за три года до их увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в соответствии с установленными законодательством нормами.

Приказом Министра обороны РФ № 315 от 2002 года, изданным во исполнение вышеуказанного постановления Правительства РФ, командующему Космическими войсками предписано осуществлять в пределах выделенных лимитов капитальных вложений строительство и приобретение жилья на территории Российской Федерации для военнослужащих, прослуживших десять и более календарных лет, за три года до их увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

Проанализировав данные нормативные акты, суд пришел к правильному выводу о том, что осуществление строительства и приобретение жилья для указанной категории военнослужащих является не обязанностью, а правом Министерства обороны РФ. К тому же, в судебном заседании было установлено, что в период с 1999 года по 2005 год целевые денежные средства Космическим войскам на строительство и покупку жилой площади на территории Российской Федерации для обеспечения жильем военнослужащих космодрома «Байконур» не выделялись. В этой связи оснований для возложения на должностных лиц Министерства обороны РФ обязанности по предоставлению Лисневскому жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства – в г. Санкт-Петербурге в рамках исполнения постановления Правительства РФ № 1122 от 1994 года и приказа Министра обороны РФ № 315 от 2002 года, к чему по существу сводились требования заявителя, не имелось.

Довод автора кассационной жалобы о том, что тем самым якобы нарушается его право на получение жилья именно в избранном месте жительства после увольнения с военной службы, является, применительно к заявленным Лисневским требованиям, беспредметным, поскольку право военнослужащих, к категории которых относится и заявитель, на получение жилого помещения не по месту увольнения с военной службы предусмотрено Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Согласно ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

При этом пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Как следует из материалов дела, Лисневский при увольнении с военной службы изъявил желание реализовать свои жилищные права за счет военного ведомства и решением жилищной комиссии части был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в г. Санкт-Петербурге. Вместе с тем, как следует из вышеназванных положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих жильем в избранном после увольнения с военной службы месте жительства предусмотрено только при их непосредственном увольнении с военной службы, т.е. в период с момента издания приказа об увольнении военнослужащего с военной службы по одному из указанных в законодательной норме оснований и до момента исключения его из списков личного состава части. Поскольку, как установил суд, Лисневский в настоящее время проходит военную службу и приказа о его увольнении с военной службы соответствующим должностным лицом издано не было, то оснований считать, что были нарушены жилищные права Лисневского, как военнослужащего, увольняемого с военной службы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ 3 окружной военный суд

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

Решение 26 гарнизонного военного суда от 22 июля 2005 года по заявлению подполковника Лисневского Александра Анатольевича об оспаривании действий Министра обороны РФ оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Подлинное за надлежащими подписями.

С подлинным верно:      

                                                                            Судья 3 окружного военного суда

                                                              полковник юстиции                                                           С.Захаров

 


На главную страницу

Hosted by uCoz