clip_image001.gif (2855 bytes)

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2005 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего подполковник юстиции Радецкого Г.В., при секретаре Бачинской Э.В., с участием заявителя подполковник запаса Муковнина С.М. представителя командира войсковой части 44275 майора Исаев ЮТ., с участием заместителя военного прокурора войсковая часть 34135 подполковник юстиции Ногоева А.К., в открытом судебном заседании в военном суде, рассмотрев гражданское дело по заявлению подполковника запаса Муковнина С.М. об оспаривании действий командира войсковой части 44275 связанных с нарушением его прав при увольнении с военной службы. -

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Муковнин С.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий командира войсковой частей 44275 указав, что его исключение из списков личного состав части, было произведено без обеспечения жильем по избранному месту жительства, что противоречит Федеральному закону «О статусе военнослужащих». Считая свои права нарушенными, заявитель просит суд:

- отменить приказ командира войсковой масти 44275 от 31 декабря 2004 года №255
восстановить его в должности до полного, устранения нарушенных прав, возместить причиненные убытки в полном объеме, время в течение которого восстанавливаются права включить в срок службы с 7 января 2005 года,

- обязать командование войсковой части 44275 принять все меры по обеспечению его членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства по нормам установленным законодательством,

-рассмотреть заявление с участием военного прокурора.

В ходе судебного заседания заявитель Муковнин С.М. изменил свои требования и окончательной редакции просил суд.



-приказ командира войсковой части 44275 от 31 декабря 2004 года №255 в част
исключенияего из списков личного состава части признать незаконным и недействующим момента его подписания,

-восстановить его в списках личного состава войсковой части 44275 в прежней, а с eго
согласия в равной (или не ниже) должности, до обеспечения его и членов его семьи жилы
помещением по нормам, установленным законодательством, обеспечить его до указанного момента всеми положенными видами довольствия.

Представитель командира части Исаев Ю.Т. требования заявителя не признал, указа что права заявителя при его увольнении с военной службы по указанным основаниям нарушены не были, а поэтому Myковнину С.М. в удовлетворении его требований необходимо отказать.

Заслушав доводы сторон, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следуюшим основаниям.

Суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, находит установленным, что Муковнин С.М. на основании приказа командующего Космически войсками от 22 ноября 2004 года №0168 (по личному составу) уволен с военной службы зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе правом ношения военной формы одежды. На основании приказа командира войсковой части 44275 от 31 декабря 2004 года №255 (по строевой части) был исключен из списков личного состава части.

Как видно из исследованных в суде справок (исх.027/8998 от 16.03.2004 г.. исх. 027/1822 от 4.02.2005г., 027/4335 от 24 03 2005г.). представления к увольнению, листов бесед от 17.08.2004г., от 20.09.2004г., на момент увольнения в запас и при исключении из списков личного состава части Муковнин С.М. по месту прохождения военной службы был обеспечен благоустроенным жилым помещением - трехкомнатной квартирой (общая площадь - 69,39 м", жилая площадь - 39.33 м ) по адресу; г.Байконур, 6-«А» МКР., д.79. кв. 11. Вместе с ним в данной квартире проживают жена - Муковнина Л.В. и сын Муковнин M.B.

Как усматривается из справки начальника группы по контролю и распределением жилой площади войсковой части 11284, Муковнин С.М. в соответствии с его волеизъявлением, до увольнения с военной службы в запас, 4 ноября 2004 года согласно решению жилищной комиссии войсковой части 11284 был включен в порядке очередности на получение жилого помещения по избранному месту жительства, в список кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата на право приобретения жилья в городе Москве (протокол №10 от 4.11.2004г.), который заявитель выбрал в качестве постоянного места жительства после увольнения. Заявитель просил продлить с ним контракт еще на один год и не производить его увольнение с военной службы до момента фактического получения им Государственного жилищного сертификата в г. Москве.

Однако, какие-либо документы в подтверждение того, что Муковнин С.М. действительно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному им постоянному месту жительства - в городе Москве не представлялись. Доказательств того, что командование располагало жильем в г.Москве из представленных документов не усматривается.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон и другими исследованными в суде объективными данными.

Кроме того, в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года №1054 "О порядке учета военнослужащих. подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", Постановления Правительства РФ от 7 октября 2004 г. №522 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, сходящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 1999 года № 534, приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 1998 года № 517, для включения в списки кандидатов на получение ГЖС, наряду с требованиями, касающимися продолжительности военной службы и оснований увольнения, должно быть установлено, что военнослужащий не обеспечен жильем (то есть - нуждается в улучшении жилищных условий). Без установления данного обстоятельства у жилищной комиссии и командира воинской части отсутствовали предусмотренные законом основания для включения Муковнина С.М. в списки кандидатов на получения ГЖС.

Согласно ст. ст. 49, ч. 3 и 51, п. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, подлежит безусловному увольнению с военной службы. Право принимать решение о продлении срока пребывания на военной службе военнослужащих, достигших предельного возраста - пребывания на военной службе, принадлежит соответствующему воинскому должностному лицу и его решение может не совпадать с волеизъявлением военнослужащего.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указанная правовая норма содержит запрет увольнять, а следовательно и исключать из списков личного

состава части военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий с выслугой 10 лет и более по основаниям в этой же статье без предоставления жилых помещений.

Никаких иных требований к представляемым жилым помещениям, как - то нахождение в избранном постоянном месте -жительства, либо предназначенном для постоянного проживания эта норма закона не содержит.

В судебном заседании установлено, что заявитель на момент увольнения с военной службы был обеспечен благоустроенным жилым помещением в городе Байконур.

В соответствии с Соглашением между государствами-участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц. уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств -участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот. установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Вместе с тем данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств -участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.

Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация,

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условии по месту прохождения ими военной службы либо в избранном месте жительства в Российской Федерации.

А поэтому, вопреки утверждению заявителя, считать, что на момент увольнения он не был обеспечен жильем, что могло бы послужить препятствием к его увольнению с военной службы в запас, по смыслу пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», оснований не имелось.

В соответствии со ст. 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан от 1994 года, на территории комплекса «Байконур» в отношении военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Российской Федерации действует российское законодательство.

В соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На территории города размещены объекты космодрома "Байконур", а также другие объекты, создающие необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома "Байконур", членов их семей и других жителей города. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

В силу межгосударственных соглашений жилищный фонд г.Байконур имеет особый статус как арендуемый объект недвижимости, являющийся собственностью Республики Казахстан. Эти особенности определены договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Казахстан» от 10

декабря 1994 года.

В г.Байконур в целях реализации жилищных прав граждан в соответствии с требованиями «Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Казахстан » от 10 декабря 1994 года. Жилищного кодекса РФ издано постановление Главы городской администрации от 11. 02.2000 № 59 "О порядке использования жилого фонда предоставлении жилых помещении в

городе Байконур», которым устанавливается порядок использования жилищного фонда. система учета жителей города, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление жилых помещений жителям города и иным гражданам, временно проживающим и (или) работающим на объектах космодрома «Байконур»

Как установлено в суде, заявитель проживает в жилом помещении, являющимся частью государственного жилищного фонда, находящегося в ведении городской администрации согласно Договора аренды (п 2.1 Положения...), и имеющееся у заявителя жилое помещение, вопреки его утверждению, является жильем для постоянного проживания, поскольку заключенный с заявителем договор социального найма является бессрочным Таким образом, в соответствии с названными нормативными актами жилье в г.Байконур предоставляется на условиях социального найма, т.е. бессрочно.

При этом, как установлено в судебном заседании, заявитель продолжает проживать в занимаемом жилом помещении и выселять из которого Муковнина С.М. и членов его семьи кто - либо не собирается. Таким образом, заявителя не могут принудительно выселить без его согласия, и такое выселение возможно только с предоставлением ему другого благоустроенного жилого помещения

Утверждение заявителя, что данное жилое помещение не предназначено для постоянного проживания, и он не обеспечен жилым помещением за счет государственного фонда, является несостоятельным и надуманным.

Как усматривается из справок командира войсковой части 68815 (начальника КЭО гарнизона) от 5 апреля 2005 года №370, марта 2005 года №278, акта приема - передачи ведомственной жилой площади от 30 апреля 1995 года, соглашения между городской администрацией г.Ленинска и войсковой частью 68815 об основных принципах использования жилых помещений, вся ведомственная (служебная) жилая площадь (за исключением общежитий №1, №2, №3) в 1995 году передана войсковой частью 68815 установленным порядком ГУПЖХ (государственному унитарному предприятию жилищного хозяйства) г.Ленинска (ныне г.Байконур). Кроме того, суд принимает во внимание, что жилые помещения включаются в число служебных не распоряжением соответствующего командира (начальника), а решением местной администрации (органа местного самоуправления).

Как установлено в суде, заявитель не встал в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства - в городе Москве через местные органы власти, и до момента своего увольнения в запас и исключения из списков личного состава части не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ (часть 2 ст. 3 I ЖК РСФСР) улучшение жилищных условий является правом, а не обязанностью гражданина, в том числе и военнослужащего.Это право, как оно закреплено в норме закона, может быть им реализовано только путем обращения в соответствующие органы, правомочные решить вопрос о признаниинуждающимся в улучшении жилищных условий и о постановке его на соответствующий учетВ условиях Вооруженных Сил РФ таким легитимным органом является жилищная комиссия воинской части, решение которой о признании военнослужащего, нуждающимся вулучшении жилищных условий, подлежит утверждению командиром этой же воинской части. При условии обеспеченности военнослужащего и других граждан жильем по установленным социальным нормам по месту службы (работы) т.е. в г.Байконур, правовые основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет средств МО РФ отсутствуют.

Таким образом, когда заявитель в установленном законом порядке фактически не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, ни у командования части, ни у жилищной комиссии не имелось законных оснований для предоставления заявителю другого жилья по избранному месту жительства.

Увольнение в запас военнослужащих такой категории, к которой относится заявитель, проходящих службу на территории административно-территориального образования другого государства, каковым является город Байконур

установленным действующим законодательством без предоставления им командованием других жилых помещений по избранному постоянному месту жительства не противоречит закону, при условии, что по месту службы им предоставлено жилье по установленным нормам.

Более того, как установлено в суде, командование предлагало заявителю квартиру на территории РФ в г. Калуге по адресу ул.Звездная д.20, кв.17 (7 этаж , общая площадь - 63,8 м", жилая площадь - 32,9 м ), от получения которой он отказался и продолжал настаивать на предоставлении ему жилья только в городе Москве.

По смыслу Жилищного кодекса, Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий именно по избранному ими постоянному месту жительства. Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. №1054. Этими правилами, как и пунктом 13 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", предусмотрена возможность постановки таких военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства до увольнения с военной службы и фактического прибытия к указанному месту. Только при наличии указанных условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать, на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. В соответствии со ст. 38 п. II Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», допускается задержка военнослужащего на службе только в случаях предусмотренных в этой же норме Закона. Такого основания, как не обеспечение жильем, в этом перечне нет.

Таким образом, в соответствии с со ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» достижение предельного возраста пребывания на военной службе, бесспорно, является основанием для увольнения такого военнослужащего в запас.

Выделение во внеочередном порядке жилья заявителю, привело бы к нарушению прав других военнослужащих увольняемых или уволенных с военной службы в запас по указанным основаниям, состоящих в порядке очередности на получение квартир по избранному месту жительства.

Согласно заключению заместителя военного прокурора войсковая часть 34135 подполковника юстиции Ногоева А.К,, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме, так как Муковнин С.М. проживает в служебном помещении и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному им постоянному месту жительства.

Однако, доводы заместителя прокурора о том, что жилое помещение занимаемое Муковниным является служебным, суд признает необоснованными по следующим основаниям В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Аналогичную норму содержит и ЖК РФ, введенный в действие 1 марта 2005 года, согласно ч.2 ст.92 которого, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, в число которых входят и служебные жилые помещения, допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены РФ Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

При этом суд учитывает, что согласно ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

Доводы заместителя прокурора о принадлежности жилого помещения занимаемого Муковниным С.М. к категории служебных основывается на ответах Главы администрации г.Байконур на запросы прокурора. Однако, из указанных ответов не усматривается, на основании чего жилое помещение в соответствии с положениями ст. 101 ЖК РСФСР отнесено к категории служебных.

Как установлено в суде, каких-либо решений, в порядке, предусмотренном ст. 101 ЖК РСФСР, городской администрацией, в ведении которой находится жилищный фонд г.Байконур, не принималось. Постановление Главы администрации г.Байконур №59 от 11.02.1999 г. «О порядке использования жилого фонда и предоставлении жилых помещений в г.Байконур» каких-либо решений о включении жилых помещений в число служебных не содержат, а лишь определяют порядок распределения, контроля и учета жилищного фонда, находящегося в ведении городской администрации, а также передачи части таких полномочий войсковой части 11284 Более того, пунктом 4.3 Положения о порядке использования жилищного фонда и предоставлении жилых помещений в г.Байконур (утв. постановлением Главы администрации г.Байконур №59 от 11.02.1999г.) прямо предусмотрено, что жилые помещения включаются в число служебных Постановлением главы городской администрации.

Кроме того, установлено, что заявитель Муковнин С.М., с семьей проживает в жилом помещении по адресу г.Байконур, 6-«А» МКР., д.79: кв.11 на основании договора социального найма в домах государственного жилого фонда, что подтверждает отсутствие у данного жилого помещения статуса служебного, поскольку при наличии такого статуса с ним был бы заключен договор найма служебного жилого помещения, предусмотренный ст. 106 ЖК РСФСР и п. 1.4.3 Положения о порядке использования жилищного фонда и предоставлении жилых помещений в г.Байконур.

Таким образом, суд не соглашается с заключением заместителя военного прокурора и не усматривает в оспариваемых действиях командования допущение каких -- либо нарушений прав заявителя Муковнина С.М., связанных с увольнением в запас с военной службы, а поэтому его требования находит необоснованными и отказывает в их удовлетворении.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 -199, 258 ГПК РФ военный суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления подполковника запаса Муковнина Сергея Михайловича об оспаривании действий командира войсковой части 44275 связанных с нарушением его прав при увольнении с военной службы, - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме.

Копия верна:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ по делу

подполковник юстиции

Г.В.Радецкий

 

 
Hosted by uCoz